Лев Иванович Брусницын
1784–1857
Первооткрыватель российского россыпного золота

Лебедев М. Был уголь, появился холст, будет инкрустация

Портрет Л.И.Брусницына работы художника Г.А. Нечеухина передан автором в Березовском Региональному общественному фонду Свердловской области «Мир золота» и турагентству «Аурум», которые являются заказчиками произведения. Завершен определенный этап восстановления облика первооткрывателя российского россыпного золота, давшего начало последовавшим вслед за этим открытием золотым лихорадкам мира.


Известный екатеринбургский художник-портретист Григорий Андреевич Нечеухин завершил уникальную художественную работу. Он написал портрет, скорее воссоздал его, по реконструированному облику Льва Ивановича Брусницына - первооткрывателя российского россыпного золота.

В свое время Григорий Андреевич написал портреты таких значимых для России личностей, как известный писатель Василий Белов и великий русский певец Борис Штоколов.

Григорий Андреевич познакомил со своей работой уральских журналистов в своей творческой мастерской в центре Екатеринбурга. Инициатором встречи стал Владимир Николаевич Прохоренко, председатель правления Регионального отделения «Международного фонда славянской письменности и культуры». Сюда также пришли уральский историк и археолог из Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Сергей Погорелов и вице-президент фонда «Русское золото» Евгений Лобанов. Кстати, с именем С.Погорелова и работой его группы специалистов связаны были важные находки и уточнения, сделанные на месте расстрела царской семьи. Сергей Николаевич организовал также вместе с «Миром золота» необходимые работы на захоронении Л.И.Брусницына по воссозданию его облика.

- Жизнь и деятельность Льва Ивановича, по моему убеждению, -рассказал В.Прохоренко, - давно перешагнули рамки его личной биографии. Благодаря его открытию и сделанным усовершенствованиям в золотодобыче, он стал прародителем целого технического направления. Ведь то, что гений Михаила Васильевича Ломоносова предсказал, природный ум и сметка, богатейший опыт, полученный еще подростком, и отцовские наставления, помогли Льву Ивановичу Брусницыну воплотить предсказанное - россыпное золото на Урале есть! Приходит время отдавать наши долги, возвращать из небытия значимые имена не только для России, но и мира. Таков Лев Иванович! А мы должны ставить благородную цель - увековечить память нашего земляка-уральца, вышедшего из Березовского завода.

Березовчане, особенно заинтересованная общественность, более года имели уникальную возможность как бы периодически наблюдать за работой портретиста, что большая редкость. Год назад состоялось даже публичное обсуждение эскиза, предложенного художником. Были также представлены реконструированный бюст и другие работы. Собрались не последние люди в городе, сведущие как в золотодобыче, так и ее истории, в историческом наследии города: представители руководства города, хозяйства, промышленности, культуры, духовенства и общественники.

Разговор был заинтересованный и не бесполезный. Каждый увидел не только предложенный художником вариант, но и составил собственное видение. И в этом нет ничего особенного - у каждого свой Л.И. Брусницын. Но лик первооткрывателя миру суждено явить художнику-портретисту, на нем ответственность и творческая, и человеческая.

Григорий Андреевич рассказал, что работа над портретом Л.И.Брусницына заставила приобщиться и к истории золотодобычи, и истории уральской земли. Чем больше шло погружение в тему, тем более значительной, чем прежде, становилась фигура Льва Ивановича, и тем не менее осознание его простоты и человечности сохранялось. Действительно, этот парадокс работа художника в какой-то степени фиксирует и подчеркивает.

- Это впервые случилось в моей практике, - рассказал портретист. - Нужно было создать образ практически из ничего. Ведь даже великолепная реконструкция, выполненная специалистами по методу профессора Герасимова, в виде бюста всех проблем для живописца не решает.

Думается, что мне удалось добиться сходства не менее чем на девяносто процентов. Не знаю кому, но мне не приходилось встречаться с тем, чтобы портрет был написан по останкам. Я, как портретист, всегда вспоминаю историю с великим художником Валентином Серовым. В воспоминаниях я нашел, что когда он написал портрет отца, ушедшего из жизни, по фотографии, он пришел в ужас от своей работы. Вот что может значить отсутствие натуры.

Начитавшись о Л.И.Брусницыне, я понял, что он по духу близок к нашим российским великим именам в разных сферах. Он заслуживает возвеличивания, а я в меру своих талантов написал его портрет. Я более полувека работаю в жанре портрета и горжусь, что мне удалось создать образ великого сына России.

Передача портрета великого березовчанина завершилось неожиданной встречей двух творческих людей: в гости к «Ауруму» зашел высококвалифицированный столяр-краснодеревщик и художник в душе - Банников Владимир Васильевич. С некоторых пор он создает картины-инкрустации, применяя разные породы дерева. Состоялась символическая передача творческой эстафеты - по заказу «Аурума» будет создан оригинальный портрет-инкрустация Л.И.Брусницына.

Мастер портрета и мастер инкрустации обменялись не только рукопожатиями. Григорий Андреевич передал инкрустатору картон, с портретом Льва Ивановича, написанным углем, вот это и станет основой картины из дерева. Не меньше десятка пород дерева будет использовано для ее создания.

Михаил Лебедев  Фото автора
// Другая газета. – 2013. – 26 июня № 24 (101). – С.19